Дальше будут перечислены некоторые адабы и правила совершения дуа, которые основаны на хадисах нашего Пророка (мир ему и благословение).
• Воздерживайтесь от запретной пищи, одежды, харамного заработка (Муслим, Тирмизи).
• Делать дуа нужно искренне, то есть, твердо верить, что никто, кроме Аллаха, не окажет вам помощи (Хаким)
• Хорошо до совершения дуа сделать какое-то доброе дело ради Аллаха, а во время дуа попросить Аллаха о помощи ради этого благого дела: «О Аллах, прими мое дуа ради баракята этого поступка». (Муслим, Тирмизи, Абу Дауд).
• Совершать дуа в состоянии омовения, в чистом месте и чистой одежде (все шесть сборников хадисов).
• Обратиться во время совершения дуа в сторону киблы (все шесть сборников хадисов).
• Сидеть во время дуа как во время чтения ташаххуда в намазе (Абу Авана).
• Восхвалять Аллаха в начале и в конце произнесения дуа (все шесть сборников хадисов).
• Произнести салават (благословение) Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в начале и конце дуа (Абу Дауд, Муснад Ахмад).
• Держать перед собой обе руки (Тирмизи, Мустадрак) и поднять обе руки до плеч (Абу Дауд, Муснад Ахмад).
• Сидеть со смирением и благоговением (Муслим, Абу Дауд, Тирмизи).
• Чувствовать свою беспомощность и зависимость от Аллаха (Тирмизи).
• Воздерживаться от поднятия глаз к небу при произнесении дуа (Муслим).
• Упомянуть Асмааль-хусна (прекрасные имена Аллаха) и Его возвышенные качества во время дуа (Ибн Хиббан, Мустадрак)
• Воздерживаться от произнесения дуа в слишком красивой, рифмованной форме или красивым голосом нараспев (Хисн)
• Произносить дуа тихим голосом (все шесть сборников хадисов).
• Желательно произносить дуа в такой форме, как учил нас Посланник Аллаха (мир ему и благословение), который советовал обращаться к Аллаху со своими нуждами, касающимися как этого мира (дуньи), так и нашей религии (дин) (Абу Дауд, Насаи).
• Произносить дуа не только за себя, но и своих родителей и других мусульман (Муслим)
• Если дуа совершает имам, он также не должен произносить дуа только за себя, но и включать в дуа весь джамаат (Абу Дауд, Тирмизи, Ибн Маджа).
• Абу Дауд, рахимахуллах, рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что имам , который делает дуа только для себя, «предает свою общину». Другими словами, имам не должен делать дуа, которое ограничено только его нуждами.
Например, ему не следует говорить: « О Аллах, исцели моего сына» или «О, Аллах! Верни мою пропажу», и т.д., но он должен сделать дуа, который включает все общество, например, он может сказать: «О, Аллах, прости нас и помилуй нас».
• Произносить дуа с твердым упованием на Аллаха, к примеру, нельзя говорить: «О Аллах, если хочешь (если будет Твоя воля), исполни мою просьбу» (все шесть сборников хадисов).
• Читать дуа с воодушевлением и устремлением к Аллаху (Ибн Хиббан и Абу Авана), искренне и настойчиво (Насаи, Хаким, Абу Авана).
• Произносить дуа неоднократно (Бухари, Муслим), это повторение должно быть не меньше трех раз (Абу Дауд).
Примечание: Можно произнести дуа трижды за один раз или повторить его трижды через какой-то промежуток времени.
• Воздерживаться от произнесения дуа, будучи с кем-то в ссоре или совершив какой-то грех (Муслим, Тирмизи).
• Избегайте совершать дуа с просьбами об изменении каких-то предопределенных для вас вещей (например, из женщины стать мужчиной и наоборот, стать более высокого роста, изменить цвет глаз или волос) (Насаи). Не просите о каких-то невозможных или маловероятных в этом мире вещах (чтобы зимой было лето или наоборот, например) (Бухари).
• Нельзя делать дуа, в котором вы будете просить Аллаха проявить Свою милость только к вам одному (Бухари, Абу Дауд, Ибн Маджа).
• Знайте, что исполнение ваших просьб зависит только от одного Аллаха, а не от кого-то из Его творений (люди могут сделать для вас что-то в ответ на ваши дуа лишь по Его воле) (Тирмизи, Ибн Хиббан).
• Тому, кто совершает дуа, а также слушающим его следует сказать «Амин» в конце дуа (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи).
• Проведите обеими руками по лицу в конце дуа (Абу Дауд, Тирмизи, Ибн Маджа, Хиббан, Хаким).
• Проявляйте терпение, ожидая результатов дуа. Не следует жаловаться: «Я делал дуа неоднократно, но безрезультатно» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи, Ибн Маджа).