Иже есть Ход Погостный, да таинств дивных преисполненный, иже тамо обитель хладная. Да тамо в гордости своей всяк в усмирении утверждается, да в погост все дороги то и схождаются. Иже всяк, кто Силу Колдовскую тамо кликать намеревается, то пусть сперва в гордыни своей смиряется. Иже всяк барин, кто в злате меру не знает, то свою последнею ходницу в погост сотворяется, да тако и тот, кто за плугом по утру да на вечерницу хождается, тако и для того бороздина последняя в земле погостной сотворяется. Тако надобно знавать, что из праха через дух всяк сотворен во плоти, а коль плоть от бремени годков источится, то всяк вновь в прах оборотится, да почивать в погосте станет. Да тамо все перед Матушкой Погостницей, да Хозяйном Погоста схождаются, то по утру и по вечеру все вместе собираются. Иже все как птенчики подле них якшаются, да тамо Соборница Погостная сотворяется. Иже кто ход Погостный мудростью изведает, то глас той Соборницы и послыхает. Иже то Еремей Туманный что житие наперво нашего сотворяю, то им слыхано. Да опосля него глагольницы погостные знаем, да в них придюжъ по мере своей всяк может притребить. Да Глагольница Погостная - то суть шепотница дивная, да то слово колдовское. Да через ту Глагольницу благо и ладо всякое сотворяется, да за кого прошено, то к тому и притверждается.
ЧТОБ ХВОРЬ ОТРЕЧЬ
Ежели кто хворями тяжкими побиваем, да то дело это в подкрепницу годное.
Надобно в дневальники, что нечетными числами величены ход на погост сотворять.
Да коль через порожину вступился, то глашатать про себя словеса сии, да чтоб вольницу дали тамо на отречение хвори. Вольница через сии словеса сотворяется.
"Соборница Погостная,
ворон да вороница,
ветреница да ветвица,
крест да могилица,
тропинок сходница,
слез несчетница,
горести видальница,
именем помянется,
да безымянной останется,
Матушка Погостница сим почитается,
Хозяйн Погоста тако же величается,
яко день в ночь исхождается,
да ночь в дневальник сотворяется,
тако они говором сим восхваляются,
да словесами сими почитаются,
иже по симу мне вольница причитается,
то вороны да вороницы слыхают,
кресты да могилицы знавают,
Погостная Соборница ныне мне (-имярек-) подсобляет.
Аминь, аминь,аминь"
То надобно про себя изрекать коль через порог ход сотворяешь. Да опосля идти куда чуйка поведёт, да коль место приглянется, то надобно на том месте горсть пшеницы на земь высыпать, да тако молвить:
"Соборница Погостная,
то вам пшеница ладная,
то в муку ее схождайте,
то хлебов себе напекайте,
да с меня хворь поминайте,
то ее силой погостной попирайте,
то пусть от меня отхождается,
то пусть от меня отрекается,
да со мной больше незнавается,
то ныне Вы меня слыхайте,
то глагольницы свои читайте,
да хворь мою поминайте,
Аминь,аминь,аминь"
Коль то разок сказано, то надобно ход по погосту сотворять, да какое место иль какая могила прилюбуется, тако тамо же горсть пшеницы на земь кидать, да слова сии изрекать:
"То не в поле кидается,
то погостная земля пшеницей поблажается,
то колосинами она невосхождается,
то Соборнице Погостной причитается,
то Матушка погостница мной почитается,
То Хозяйн погоста мной величается,
тако пусть все хлебами вкушаются,
да через пшеницу сию в насыти утверждаются,
да ко мне пусть благом приступают,
да ныне через землю хладную хворь от меня отхождается,
да ныне здравие в меня вхождается,
то дюжь ко мне возвращается,
да сила в телеси вновь обитается,
то ныне мной (-имярек-) рекается,
то Соборницей Погостной сотворяется.
Аминь, аминь, аминь"
Коль горсть на земь ложена, то рекать три раза. Тако семь горстей надобно на землю класть сыпаницей. Да на каждую горсть три раза и глаголить это.
Да опосля седьмой горсти, то уход вершить, да даров иных не надобно, иже то через Соборницу Погостную здравие поправляемо. Иже то много дивных дел через Соборницу Погостную сотворяемы, да тако сперва в гордыне нам усмириться надобно, чтоб глас ихний послыхать.