Шумерская письменная литература оставила неизгладимый след в литературе всего Ближнего Востока. Практически все народы Западной Азии – аккадцы, ассирийцы, вавилоняне, хетты, урарты, ханаанеи и эламиты – сочли в своих интересах заимствовать знания. Получили широкое распространение шумерские культура и литература. Идеи и идеалы шумеров – их космология, теология, этика, система образования – были усвоены всеми народами Древнего Ближнего Востока. Это относится и к шумерским литературным формам и темам – сюжетам, мотивам, стилистическим приемам и эстетическим методам. И евреи Палестины, страны, где создавались, редактировались и формировались книги Библии, не были исключением.
Конечно, даже самые ранние части Библии, не древнее 1000 г. до н. э., тогда как большая часть шумерских литературных произведений была написана около 2000-2500 г. до н. э. Шумерское влияние вторглось в Библию через ханаанскую, хуриттскую, хеттскую и аккадскую литературы, особенно последнюю, поскольку, как известно, во 2-м тыс. до н. э. аккадский язык повсеместно бытовал в Палестине и ее окрестностях в качестве языка образованных людей. Поэтому произведения аккадской литературы должны были хорошо знать литераторы Палестины, в том числе евреи, а многие из этих произведений имеют свой шумерский прототип, видоизмененный и трансформированный с течением времени.
Однако возможен еще один источник шумерского влияния на Библию. Он восходит к Аврааму. Большинство ученых сходятся во мнении, что, несмотря на то, что в библейском сказании об Аврааме много вымысла и чудес, в нем есть все же зерно истины. Авраам родился в халдейском Уре, и провел там начало жизни вместе со своей семьей. Тогда Ур был одним из основных городов древнего Шумера; он становился столицей Шумера трижды в разные периоды его истории. Там была солидная эдубба; и в совместных британско-американских раскопках, проводившихся там между 1922-м и 1924 гг., было найдено немало шумерских литературных документов. Практически неизбежно, что Авраам и члены его семьи принесли что-то из шумерских знаний в Палестину, где они постепенно стали частью традиции и источником, который еврейские литераторы использовали при написании и обработке книг Библии.
Так или иначе, в Библии множество параллелей с шумерской литературой, что, несомненно, указывает на их шумерское происхождение.
1. Сотворение вселенной.
Шумеры полагали, что до сотворения существовало изначальное море. Вселенная, согласно шумерам, состояла из неба и земли, неким образом сплавленным в этом изначальном море, и бог воздуха Энлиль (не исключено, что это руах-элохим Бытия) – разделил небо и землю.
2. Сотворение человека.
Человек, согласно шумерским источникам, представлялся вылепленным из глины и наделенным «дыханием жизни». Причина, по которой он был создан, – служение богам (одному Яхве у евреев) – молитвой, услужением и жертвоприношением.
3. Техника творения.
Сотворение, согласно шумерским (и библейским) писателям, производилось в основном двумя способами: божественным словом, приказом и непосредственно «деланием», «вылепливанием». В обоих случаях творению предшествовал божественный замысел, хотя это и не требовало особых оговорок.
4. Рай.
Идея о божественном рае, садах богов, бессмертии и вечной жизни имеет шумерское происхождение – остров Дильмун
5. Потоп.
Уже давно общепризнано, что библейская версия сказания о потопе позаимствована из шумерских мифов. Примечателен также тот факт, что, согласно месопотамской традиции, существовали десять древних правителей, срок жизни которых был чрезвычайно долог, что напоминает нам библейских ветхозаветных патриархов.
6. Сюжет о Каине и Авеле.
Сюжет о соперничестве, данный в Библии был излюбленным мотивом шумерских писателей и поэтов.
7. Вавилонская башня.
Для шумеров зиккураты олицетворяли связующее звено между небом и землей, богом и человеком. И возводились в честь богов. В знак почитания божеств на вершинах зиккуратов возводились храмы. История же библейского рассказа о Вавилонской башни коренится в попытке объяснить существование месопотамских зиккуратов. Для евреев, как кочевого народа эти огромные башенные сооружения были слишком грандиозны и непонятны. И в библии строительство вавилонской башни показано как дерзкая попытка гордых людей превзойти бога.
8. Земля и ее устройство.
Шумерский миф «Энки и мировой порядок: устройство земли и ее культурных процессов» подробно описывает деятельность Энки, шумерского бога мудрости, по обустройству земли и установлению того, что можно назвать «закон и порядок» на ней. Эта поэма отражена Библией, например во Второзаконии, 32:7 – 14.
9. Личный бог.
Вера в существование личного бога была развита у шумеров уже в середине 3-го тысячелетия до н. э. Как учили шумерские учителя, каждый взрослый мужчина и глава семьи имел «личного бога», что-то вроде ангела-хранителя, которого воспринимал как своего божественного отца. Аналогия в библии - в случае договора между еврейскими патриархами и Яхве. Судя по соглашению (завету) между богом и Авраамом (также ссылка на «бога Ноя» в Книге Бытия, 31:53), евреи заимствовали идеею персонального бога.
Шумерийцы ждали от своих богов заступничества, благополучия, долгой жизни и доброго здравия. И прославляли своих богов молитвами, почитанием и жертвоприношениями, хотя при этом он не переставал поклоняться другим божествам шумерского пантеона. И как сказано в шумерском литературном документе «Человек и его бог», между шумером и его личным богом существовали близкие, интимные, доверительные и даже нежные отношения. Что совершенно отличается от общения Яхве с еврейскими патриархами, а позже – Яхве с еврейским народом в целом.
10. Закон.
Есть много документальных доказательств того, что чрезвычайный рост и развитие правовых положений, практик, прецедентов и компиляций на Древнем Ближнем Востоке восходит к шумерам. Более поздний свод законов Хаммурапи – это аккадская компиляция законов, в основу которой лег шумерский оригинал. Библейский Закон имеет много общего со сводом законов Хаммурапи - в содержании, терминологии, даже в расположении, подтверждено учеными.
11. Этика и мораль.
Этические концепции и моральные идеалы, выработанные шумерами, легли в основу еврейских.
12. Божественное возмездие.
Этой теме в историографическом документе «Проклятие Агаде» посвящено место, когда Энлиль, верховное божество шумерского пантеона, разгневанный богохульством правителя Агаде, наслал жестоких, свирепых кутиев, которые разрушили Агаде. Месть Яхве, уничижение и уничтожение народа является постоянной темой библейских сказаний. Обычно национальная катастрофа является следствием насилия со стороны какого-то соседствующего народа, специально избранного Яхве в качестве своего бича и кнута.
13. Мотив язвы.
В шумерском мифе «Инанна и Шукаллетуда: смертный грех садовника» есть сюжет о чуме, с которым схож библейский мотив в сказании об Исходе; в обоих случаях божество, разгневанное преступлениями и косностью человека, насылает несколько несчастий, язв, «казней» на всю страну и ее народ.
14. Страдание и покорность. Мотив «Иова».
Существует шумерское поэтическое эссе. Его центральная тема, человеческие страдания и покорность. Этому эссе идентична библейская книга Иова. Даже сюжет пролога один и тот же: человека, который был богат, мудр, праведен и имел многочисленных друзей и родню, однажды, в силу неизвестных причин, постигли болезни, страдания, нищета, предательство и ненависть.
15. Смерть и загробный мир.
У шумеров – Кур был темным, жутким обиталищем мертвых. Это была страна, откуда не возвращаются, откуда в виде исключения можно вызвать тень личности для расспросов. У евреев аналог - библейский Шеол. Из шумерских литературных документов взято еще несколько еврейских представлений о нижнем мире: изображение его как скорбной обители бывших царей и правителей, появление оттуда теней умерших, заточение в него бога Думузи (Таммуза), которого жены Иерусалима оплакивали вплоть до времен пророка Иезекиля.
Это только самые очевидные и значительные заимствования из шумерской литературы в Библии. И этот перечень – лишь малая часть, лежащая на поверхности.
Это заставляет нас задаться вопросом - если шумеры были народом столь выдающегося литературного и культурного значения для Древнего Ближнего Востока в целом, так, что оставили неизгладимый отпечаток в произведениях еврейских литераторов, почему тогда их след в Библии столь незаметен? В Книге Бытия, главах 10 и 11, например, мы находим довольно внушительный перечень эпонимов, земель и городов. Но кроме весьма расплывчатого слова «Шинар», которое ученые обычно отождествляют с Шумером и которое на самом деле является эквивалентом шумерского сложного слова «Шумер-Аккад», во всей Библии нет, похоже, ни одного упоминания о шумерах – факт, который невозможно увязать с огромным влиянием и первичным значением Шумера.
По материалам С.Крамера, "Шумеры"
Теги: Шумерские истоки библейских сказаний