Тибетский буддизм-ламаизм, как известно, испытал на себе серьёзное влияние древнего тибетского же шаманизма Бон, и шиваитского тантризма. Это сказалось в частности на любви лам к черепам и прочим костям, преимущественно человеческим. Именно из человеческих костей делают ламаисты ритуальные музыкальные инструменты ганлин (канглинг, рканг линг) и дамару, а также капалу (габалу) - сосуд для сбора милостыни и некоторых тантрических ритуалов.
Самым интересным в этом ряду является, без сомнения, ганлин, флейта, необходимая для тибетского обряда Чод (обряд отсечения). Дуя в ганлин, лама отсекает желания бренной плоти и неподлинного ума, приближается к Пустоте.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Делают ганлин из берцовой кости человека, но не любого человека, а исключительно из берцовой кости девственницы, погибшей насильственной смертью или в результате несчастного случая. В передней части ганлина делают две дырки, называемые лошадиными ноздрями. Звук этой ритуальной флейты должен напоминать ржание мистического коня, уносящего подлинный ум адепта в рай Сукхавати. Более профанное объяснение предназначения ганлина – он отгоняет злых духов.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Фото ламы, практикующего Чод:
В левой руке у него ганлин, в правой – дамару. Второе - двойной барабан из верхних частей двух человеческих черепов - мужского и женского.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Дамару пришёл в тибетский тантризм из шиваизма. Он символизирует первоначальный звук вселенной. Вот монгольский дамару, у мастера не оказалось под рукой черепов, поэтому он их просто нарисовал на боковых поверхностях барабана:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]А вот дамару сам по себе:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Использование человеческих черепов в Тибете не заканчивалось изготовлением дамару. Из них также делали капалы (чаши из верхней части мужского черепа). Капалы тоже пришли из шиваитского тантризма. Шиваиты-капалики собирали в капалы подаяние, тибетские тантрики совершают в капалах подношения грозным божествам - докшитам и херукам. Кроме того, с капалами в некоторых из своих многочисленных рук эти самые херуки изображаются. Их капалы, как правило, наполнены человеческими кишками и глазами. Вот, например, тибетская капала:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Капала попроще:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Изображение Херуки, в одной из левых рук херука держит капалу с каким-то мясом, в нижней части картинки можно наблюдать ещё три капалы, в самой большой из них лежат сердце, язык и глаза:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Наконец, в тибетском тантризме используются и целые черепа (мунды).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Целые черепа (мунды) иногда подкладываются под сиденье, на котором сидит садхака (обычно аскет) во время некоторых тайных ритуалов и медитаций. Это называется мундасана, "сидение на черепах". При этом используются, в зависимости от целей садханы, черепа человека или некоторых животных (обезьян, змей, шакалов и др.). Количество и тип черепов, практические детали и т.д. гуру разъясняет ученику при передаче. Особенно много предписаний связано с тем, как использовать черепа человека - важны возраст и социально-кастовое положение обладателя черепа, характер его смерти (она не должна быть насильственной), способы шодханы (магического очищения и освящения черепа) и т.д. Капалами пользуются обычно монашествующие аскеты. В них они собирают подаяние, а в ритулах предлагают в них жертвенные подношения Божествам (чаще всего кровь и вино, иногда с добавлением секреций половых органов) пьют и едят из них. Основное использование мунд и капал - сугубо ритуальное, но также они используются и в медитации или как атрибуты святилищ и изображений некоторых Божеств. Подробности таких ритуалов связаны с посвящением в эзотерические садханы и обсуждать их открыто с непосвященными запрещено священными Тантрами.
Комната для медитаций с чучелами животных и людей Тибет 1920 г.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]