По верованиям якутов, в верхнем мире обитают Сущности айыы во главе с Юрюнг айыы тойоном, (Белым светлым господином) и божества абаасы. Согласно мифологии, Юрюнг айыы тойон - творец вселенной и пут
(жизненная суть) людей, рогатого скота и прочего. Второстепенные айыы - его приближенные и домочадцы. Они дают человеку кут детей. Один из этих сущностей Джесегей-айыы - покровитель коневодства или Сюгэ тойон (Господин топор)-и громовержец . Они были божествами- покровителями целых народов. Именно от них зависело счастье и благосостояние . Если семья прибывала в достатке и здравии, значит божества предрасположены к ней. А если приключались всякие напасти, значит одно из божеств прогневалось. Количество детей, скота, пищи зависело от них. Они могли быть добры, злы или безучастны по отношению к
тем, кто им поклонялся. По верованиям якутов, в верхнем мире также проживают духи абассы. Их глава - божество Улуу тойон. Он создает души сюр, дает людям огонь, духов-покровителей и самых сильных
шаманов. Жизнь абассов верхнего мира ничем не отличается от жизни богатого якута. У них есть семьи, дом и скот. Эти духи могут прийти в средний мир (мир людей) и поселиться в деревьях с расщелинами. Летом духи
путешествуют по миру в виде вихрей. Они также могут вступать в половые сношения с женщинами (в этом случае рождаются дети- идиоты). Абассы могут отправить в мир людей свой скот на прокормление. У якутов
существовало поверье, что когда от абаасы, имеющих ярко-рыжих лошадей, живущих на верху светло-желтого неба с кучевыми облаками, прибывал на землю жеребец и покрывал кобылу, то рождался уродливый
жеребенок - чиччик. Появление такого жеребенка-конька предвещало смерть хозяина, а кобылы - смерть хозяйки. У якутов не принято было произносить в слух настоящие имена духов. Те могли разгневаться и наслать на человека беду, поэтому использовалось описание отличительных черт или качеств. Например
Улуутуйар Улуу тойон - Грозный и Великий господин; Кэкэ Чуораан тойон - Говорящий звонко господин; Хара Суорун тойон - Черный непреклонный господин и т. д. Названия разделялись по месту обитания в небесах: Одун халлаан кыыса - Дочь Одунских небес; Кыырай халлаан абаасыта - Абаасы дальнего неба. Могли их различать и по масти принадлежащих им коней: Хара Сылгылаах - Имеющий черного коня; Кугас мангаас сылгылаах - Имеющий рыжего беломордого коня и т. д. Среди абаасы верхнего мира упоминаются Кыыс танара аймага, Халлаан Дьагыл удагаттара (Девицы-божества потомство, Небесные нерожающие шаманки) .По якутским верованиям, обитатели верхнего мира вели такой же образ жизни, как и сами якуты, и имели своих шаманок и шаманов. К сонму верхних абаасы якуты присоединяли и духов юёр - неупокоившихся мертвецов, преследовавших своих родственников. У алтайцев верховным божеством верхнего мира являлся Ульген. Он обитает выше звезд за месяцем и солнцем во дворце из золота. Он
творец земли, луны, радуги и небесного свода. А также головы, ресниц, пуповины у человека, скота и зверей; пастбищ, угодий, человеческих жилищ и огня. Управляет небесными светилами, порождает гром и молнию, насылает дождь и град. У него семь сыновей: Кар-шыт, Пура-Кан, Дъажыл-Кан, Бурча-Кан,
Кара-Куш-Орел, Пакты-Кан и Эр-Каным. Богиню Дьайык Ульген спустил на землю с поручением "охранять человека от всего худого и злого и давать всему жизнь". Ее призывали для помощи при "восхождении" на
небо с жертвой Ульгену. Изображение Дьайык, хранилось в жилище каждой семьи алтайцев алтаи-кижи. Его делали в виде белой заячьей шкурки, в которой вместо глаз пришивали голубые пуговицы, а к лапам привязывали белые. Дух Суйла призван следить за жизнью людей и оповещать о грядущих изменениях в ней.. Представляли Суйлу в виде птицы - беркута с лошадиными глазами. Он - дух-помощник при
камлании в верхний и нижний миры. Суйле сопутствует дух Карлык. Между, по верованиям алтайцев, "такая же близкая связь, как между мужем и женой". Верования талеутов имеют свои отличительные черты. В камланиях шаман упоминает таких божеств: Отец месяц, живущий на шестом слое неба; Мать солнце, живущая на пятом слое неба; Мать Погош, Кайракан, живущая на третьем слое неба; Мать творец неба Дъайычу Тенгере, живущая на четвертом слое неба; Мать Мерген небо (Мерген тенере), живущая на седьмом слое неба; Мать Бура небо, называемая Чагыр-Кан, живущая на восьмом небе; Отец Абайош небо, живущий на девятом слое неба; Отец Кызыган небо, живущий на девятом слое неба; Отец Тумат небо, живущий на десятом слое неба; Трехзобый отец Хан-Кайракан, живущий на одиннадцатом слое неба; Отец черный соболь
небо, живущий на двенадцатом слое неба; Отец яда - небо (яда - камень, "обладающий" способностью менять погоду), живущий на двенадцатом слое неба; Отец Ексей Мексей небо, живущий на тринадцатом слое неба; две девицы, отделившиеся от Хана-Мустая, живущие на четырнадцатом слое неба; Ставшие мне матерями чистые девицы, живущие на пятнадцатом слое неба; мать Бай Улъген, живущая на шестнадцатом слое неба. По верованиям кумандийцев, этнической группы северных алтайцев, на небе обитают духи-покровители отдельных родов. Они зовутся тёс, или пайана. Их глава- Бай-Ульген. Его Антропоморфного дух, одетый в одежду с медным воротником, восседающий среди белых туч и творящий суд над всеми. Лицо
его похоже на зимнее облако. Бай-Улъген "награждает" людей даром шаманства. Он решает подходит ли человек на роль шамана, дает ему духов-помощников, и благодаря их могуществу тот получает способность совершать камлание в верхний мир к небожителям, по кумандинским верованиям, относился также Кыдай-кан, помогавший шаману во время "путешествия" в верхний мир. Все этнические группы хакасов верили в
существование Кудая - создателя земли, скота и пр. Он - глава светлых небесных божеств, называемых "дьаяглар" - творцы Эти божества "вмешиваются" в жизнь среднего мира, похищают кут людей и скота . У сагайцев бог-творец в мифах и эпосе сам преследует дьявола, имеющего злую душу, через шаманов, а в сказках - через богатырей. Когда бог преследует дьявола громовою стрелою или молниею, то дьявол прячется за деревья; или он становится сзади скота или людей. Поэтому-то, задевши несчастное дерево, скот или человека, убивает их огненная громовая стрела. Говорят, что после этого дерево не вырастает. В верхнем мире, по тувинским верованиям, живет Бурхан (бог), творец мира. Детей и все, что есть на земле, люди получают именно от него . Душа хорошего человека через 49 дней после его смерти уходит в землю Бурхана (бога). Она "перерождается там снова, если нужно ей переродиться, или умирает, если она должна умереть". Бог вмешивается в жизнь среднего мира тем, что преследует громом и молнией злых духов, причиняющих людям вред . Тувинцы верили в существование небожителя-громовника, которого называли Кудай-Кайракан, или Улу-Кайракан. Надо отметить, что в верованиях всех этих народов просматривается очень много сходных черт. Например вера в существование целого ряда божеств, обитающих в верхнем мире. Якуты и хакасы называли их одинаково: айыылар - творцы (як.), дьаяглар - творцы (хак). У алтайцев была богиня Дъайуччы - созидательница. Они не были "добрыми" божествами, как это принято считать. Божества-творцы могли дать человеку счастье и благополучие, но могли и не дать. Большинство якутских, алтайских и хакасских творцов считались племенными или родовыми предками и покровителями. Характерно то, что в верованиях и легендах прослеживается влияние повседневной жизни человека. Боги и сущности наделены чисто человеческими чертами. У них есть земли, семьи, дети, скот. Они живут в конкретных
местах и ведут определенный образ жизни. Люди наделили своих покровителей вполне реальными характеристиками. Понятным простому человеку языком описываются взаимоотношения мира земного с миром духовным, обязанности перед высшими силами наказание за ослушание.
ИСТОЧНИК
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]